Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Пятница, 28.04.2017, 06:36

Вы вошли как Гость| Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Включить версию для слабовидящих

Интернет-приёмная
http://school2-amursk.ucoz.ru/
Меню сайта
Категории раздела
Наши достижения [125]
Достижения учителей и учеников нашей школы
Конкурсы и олимпиады [146]
Учителям [27]
Ученикам [20]
Родителям [48]
Всем [280]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Почему учиться трудно, или что такое адаптация к школе

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, таки физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учению в школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего по тому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предыдущим периодом жизни ребенка. В тоже время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте 6–7 лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе приходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением функциональных систем организма.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится 2–3 недели.
Второй этап – не устойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на воздействия.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5–6 недель. А наиболее сложными являются 1–4 недели. Они характеризуются низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, низким показателем взаимодействия различных систем организма между собой.
Только 
на 5–6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности. Снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. И хотя считается, что период основной физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5–6 неделях обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе может протекать по-разному. Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация в школе проходит тяжело.
У многих детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации к школе могут служить благополучная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.
Факторы, оказывающие непосредственное влияние на успешное прохождение адаптационного периода.
Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе прежде всего по уровню интеллектуального развитии – наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей. Многие считают, что необходимое условие готовности к школе – объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при это мне знают меры: один ребенок знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет; другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их.
Учителя хорошо знают этих детей. Они приходят в класс читающими и считающими, а проходит пол года, и их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни писать. Важен не столько объем тех знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Именно поэтому важно не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев (лепка, рисование, соединение мелких деталей конструктора, мозаики). Необходимо развивать способность слушать, понимать прочитанное, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление.
Причиной неготовности ребенка к школе может быть не только он сам, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растети развивается. Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных ссор, конфликтов, страха, безнадзорности, при пьянстве родителей. В подобных семьях не только не обращают внимание на развитие ребенка, но и делают все, чтобы затормозить его. И с первых дней обучения в школе проявляется весь комплекс трудностей. Это робкие, недостаточно самостоятельные в работе дети. У них отсутствует четкое понимание предъявляемых требований, работоспособность снижена, не могут сосредоточиться на задании, рассеяны, беспокойны.
С проблемами могут столкнуться дети, которые не ходили в детский сад, росли в окружении взрослых и мало контактировали со сверстниками. Именно общение и контакт со сверстниками, необходимость считаться с мнением других, подчиняться чужим требованиям, а не только следовать своему желанию – это будет для него самым трудным. Почему? Давайте разберемся. До школы мама очень много внимания уделяла воспитанию Толи, даже работу оставила. Правда, мальчик был болезненным и поэтому не ходил в детсад. С детьми почти не общался. Толе много читали, учили его писать, считать, покупали ему различные игры и выполняли все его капризы. Толя любил посидеть со взрослыми у телевизора, «порассуждать», употребляя незнакомые слова, а при встречах с детьми «повыпендриваться». Конечно, родители были уверены, что они хорошо подготовили ребенка к школе. Однако с первых дней стало ясно: Толя боится детей, не хочет вступать с ними в контакт. В тоже время ему хотелось показать, что он много знает, и поэтому на уроке мальчик мог перебить ученика и учительницу, вставив неподходящую фразу. Отсутствие контактов с учениками, конфликты с учителем создали ситуацию, в которой ребенок совершенно потерял интерес к учебе, к школе, стал заметно отставать.
Ослабленные дети требуют щадящего режима. Прежде всего таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимы двухчасовой дневной сон, 3-4-часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности (11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Лучшее время для приготовления уроков в 15–16 часов, через каждые 25–30 минут перерыв, физкультминутка. Они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков надо с менее трудных (помните о врабатывании), затем переходить к более сложным. Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, на просмотр телепередач. Кстати, младшим школьникам не стоит сидеть у телевизора более 40–45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным лучше сократить это время. Не следует забывать о гигиенических требованиях: ни в коем случае нельзя смотреть лежа, а только сидя на расстоянии от 2 до 5,5 метров от экрана.
Для того чтобы достичь действительных успехов при обучении каждого ребенка, необходимо не только учитывать все особенности его индивидуального развития, но постоянно искать новые подходы – важно не упустить положительные сдвиги, заметить их и выбрать тактику дальнейшего продвижения.
Для слабовидящих
Форма входа
НЕТ коррупции!
Юнармия
РДШ
Музей школы
Дневник.ру
Сайт Минобрнауки
Российское образов
Образоват. ресурсы
Информац. ресурсы
ЦОР
Рейтинг сайтов
Гос. услуги
Прообраз27
МинОбрХаб.кр
Управл.Образ.
ИМЦ г.Амурска
Рейтинг сайтов
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Copyright МОУ СОШ №2 г. Амурска © 2017